Во-первых, в крепости нет пороха...
...Явные тотальные AU пока отложим в сторону. Они слишком разнородны, их еще внутри себя классифицировать и классифицировать. Примем, что сеттинг узнаваем, герои в основном тоже узнаваемы, таймлайн сопоставим.
Большинство из выцеженных через это решето AU будут вилочными: "если бы свернули налево, а не направо". Берется одно из событий, изменяется и рассматриваются последствия этого изменения. (Разумеется, вытянуть это всё на одних причинно-следственных связях невозможно - даже не из-за неизбежной субъективности и пристрастности автора фанфика, а из-за того, что для рассмотрения всех причинно-следственных связей надо было бы знать весь мир канона, а мы его не знаем - в каноне мы видим его только с одной стороны, в аушке же, как и в любом другом фанфике, он поворачивается несколько другим бочком - иногда вообще на 180 градусов поворачивается. Поэтому, как и любой другой фанфик, AU достраивает мир канона - да, именно канона, того, где всё произошло именно так, как в первоисточнике, где всё могло так произойти без особо жестоких противоречий, - и только потом его альтернативит. Классическая тотальная АУ достраивать мир не обязана, она берет из канона некую схему и наполняет ее своим содержанием, заботясь только о соответствии содержания этой выбранной схеме, - но мы их пока отложили в сторону, да.) Но что еще можно сказать об этом условии, отделяющем альтернативку от изначального мира: в классической вилке оно внутримировое. В "Непрямой дороге" - сорри, первое, что в голову пришло, - домик Элли упал не в том месте, это видно нам, читателям, но это видно и жителям Волшебной страны (причем не только Волшебной страны Ортеги, но и Волшебной страны Волкова, здесь это абсолютно несущественно): вот он, домик, вот он, упал, восток здесь, запад там. Восток и запад - и разница между ними - существуют внутри мира. И житель Волшебной страны Волкова, задумавшись, что бы случилось, если бы домик упал в другом месте, тоже мог бы прийти к тем же выводам - например, что в момент, когда на Рамину у макового поля напал дикий кот, мимо никак не мог бы проходить Железный Дровосек с топором, - а мог бы где-то прийти к совсем другим (еще раз повторю - мы не знаем "настоящую" Волшебную страну Волкова, мы видим только одну ее сторону и можем только дорисовывать остальное с разной степенью правдоподобности и вероятности), но сама постановка вопроса не была бы для него абсурдной.
Теперь возьмем другую AU, читавшие которую люди еще живут в фэндоме и даже в ПЧ этого дневника :-D, - Несветайло. Сеттинг - узнаваем. Автор дорисовал на карте несколько стран и народов, но только после тщательного исследования текста. Герои - узнаваемы. Кто-то стал умнее, кто-то - тупее, но это по-прежнему они. Таймлайн - сопоставим. Траву занесло на огород Урфина Джюса, надо полагать, в тот же день, что и в УДиЕДС.
Вилочная ли это AU? Да хренушки. Где там ответвление-то? Там, где Джюс поговорил с филином пообстоятельнее и не стал изводить растения полностью? Не-а, из наличия большего количества порошка никак не следует, например, решение задуматься о наследниках и так далее. Или, может, где-то там, где Джюс в принципе уродился более предусмотрительным, чем каноничный? Да опять же, нет. Из интеллектуальных качеств Джюса как-то не очень следует, что выстрел из огненной пушки не произведет на солдат никакого впечатления. (Вообще-то вру: следовать может. В каноне они убежали от пушки, потому что боялись огня, боялись они его после неудачной осады ИГ, у Несветайло это всё было иначе - но я уже не помню, как именно. Будем считать, что я обсуждаю не реальный текст, которого всё равно уже нет, а какой-то абстрактный фанфик, к которому почему-то цепляю имя реального автора.) Я помню, что когда-то в разговоре с Чарли я сказала что-то типа "У этой АУ условие простое: это не сказка". Вообразим, что так оно и есть, что это абстрактный фанфик с условием "Это не сказка".
И он не может лежать на одной полке с вилочными, потому что "сказочность" - понятие внешнее, внемировое, текстовое. У жителя Волшебной страны есть свои представления о волшебстве или справедливости, но нет идеи "Мы живем в сказке, поэтому добро победит", он не может знать, что добро победит, что это детская книжка, - для него всё по-серьезному.
Поэтому где-то с тех давних времен я считаю, что вот есть такие AU, где нет условия отделения альтернативной реальности от канонической, а есть условие отделения самого альтернативного текста от канона, и уже из него, снаружи, в мир сыплются исходы и причины событий. По сути они скорее относятся к тотальным, но на первый взгляд выглядят как вилки - ведь в любом фанфике намерения автора отличаются от намерений автора канона, и это внешнее условие неминуемо сказывается на тексте, какая бы задача ни ставилась.

...Но я так и не смогла понять, вилочная AU "Гарри Поттер и методы рационального мышления" или вот такая. Может, если бы я осилила это во второй раз, я поняла бы больше, но я пас. (Я понимаю, что в любом случае тупо мне пытаться расклассифицировать и проанализировать этот текст, но так уж вышло, что я его прочла и пытаюсь упихнуть в свое убогое представление о литературном творчестве, в которое и обычное-то фикло редко когда вписывается. Но так уж вышло, что я его прочла - буквы, которые его составляют.)
Сюдя по замуту с Петигрю, всё-таки внешняя, текстовая, ведь так? Но как из этой внешней и текстовой следует, что Гарри обязательно должен представлять собой ходячий армагеддец, над обезвреживанием которого бьются и Дамблдор, и Том Риддл? Какая там посылка-то?
Никто мне этого не объяснит никогда, потому что, если кто и найдется такой, что объяснит, я не смогу это понять :weep3:

@темы: Бред, Литература, Фанфики

Комментарии
28.08.2015 в 18:49

если тебя это хоть немного утешит - я его ваще ниасилила ))
ну да, патамуштамногабукаф. И я его начала читать когда он еще не был окончен. И поняла что не выдержу )
28.08.2015 в 19:28

Во-первых, в крепости нет пороха...
Я его хотела бросить, когда они под руководством Квиррела устроили там себе магическую "зарницу", коротэнечко, глав на десять-двадцать, - но все-таки вот дотянула до конца с перерывами. Но к концу уже начисто забыла, что было в начале :facepalm:
28.08.2015 в 19:53

С неба упало три яблока - одно Рихарду, другое Джине, а третье тому, кому всё это надо и кто это выдержит.
а я читала запоем, пока не кончился перевод, а щас отлавливаю главы по мере перевода (на инглише оно для меня слишком заумное) и тоже нить давно потеряла... но осталось четыре главы!
28.08.2015 в 20:00

Во-первых, в крепости нет пороха...
Ахха, ну, значит, осенью, если доживу, мне, возможно, будет кого пригрузить на эту тему :lol::evil:
Я точно знаю, что еще кто-то то ли в ПЧ, то ли в Избранном его читал - пост про это видела, с восторгами и ссылкой на рецензию в ЖЖ, - но начисто забыла, кто именно :facepalm: Но вряд ли кто-то хорошо знакомый.
28.08.2015 в 21:21

А я только название слышал) правда, многократно) ну и отзывы, что оно круто))
28.08.2015 в 22:14

Во-первых, в крепости нет пороха...
Нну, оно круто, факт )
29.08.2015 в 01:29

Я читал "Рациональное мышление". Впечатления двойственные, поэтому жду, когда финал переведут. Имхо, там основная АУ именно глобальная, у автора цель вложить иной смысл в атрибутику канона. Но в начале он подделывает текст под вилочное АУ.
29.08.2015 в 07:55

Во-первых, в крепости нет пороха...
Да, там к середине текста становится ясно, что чистой вилки нет. Но, по-моему, в самом конце сюжет делает еще пару поворотов, сначала на одну главу опять сложившись в подобие вилки, а потом снова разбив эту иллюзию ) Причем разбив довольно странным и не очень вписывающимся в весь остальной подход к каноническим фактам образом, не знаю вот, что и думать...
29.08.2015 в 15:08

Мне кажется, и обычное вилочное АУ по мере написания может стать глобальным. Смотря насколько измениться общая атмосфера от изменения одной линии сюжета.
29.08.2015 в 15:46

Во-первых, в крепости нет пороха...
Это в смысле "и вот почему через двадцать лет у нас получился вместо киберпанка стимпанк" или просто "а когда им пришлось съесть друг друга, стало окончательно ясно, что это дарк-версия"? )
29.08.2015 в 20:57

Седьмая Вода, скорее второе, но и первое отчасти... Вывод получается иной, и мировоззрение у героев тоже.
29.08.2015 в 22:48

Во-первых, в крепости нет пороха...
Угу, и какие-то ключевые точки сюжета могут повторяться для пущей узнаваемости во всех разновидностях аушек...
31.08.2015 в 06:48

а, вот примерно там я и застряла )
31.08.2015 в 07:24

Во-первых, в крепости нет пороха...

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail