Там вот люди про фидбэк дискутируют, ну и я скажу, что думаю по этому поводу. Точнее, не что я думаю (мне нечем), а что делаю. Что делает одна отдельно взятая мелкая сетевая графоманка, портящая всем жизнь как в качестве автора, так и в качестве читателя.
Я фидбэк не оставляю.
Никогда.Никогда.
Даже если кажется, что оставляю. Потому что реакцию типа "Восхохотамше под лавицею" и "Аффтар жжот" нельзя назвать фидбэком. Это просто материализация эмоций, настолько сильных, что они требовали материализации. Автору они не адресованы: под анонимным сообщением с этим же текстом был бы оставлен такой же точно комментарий. Если же текст вызывает эмоции менее сильные, чем те, от которых падаешь под стул и жаждешь материализации, комментариев, соответственно, не будет вообще. При том, что я могу искренне восхищаться текстом. Или глубоко над ним задумываться. Или улыбаться, или печалиться (но не ржать и не плакать). То есть я вполне могу оставить без какого-либо "фидбэка" прозведение, которое, тем не менее, меня вполне себе впечатляет.
Нельзя считать фидбэком и отзывы на конкурсные произведения. Там я не описываю свое впечатление, а объясняю свои действия. Я должна оправдаться перед авторами, организаторами и другими голосующими, почему я поставила именно такие оценки и сделала именно такой выбор. То есть в центре внимания - не произведение, а я, читатель. И говорю я не о произведении, а о себе. Это не значит, что из моих слов нельзя извлечь никакой полезной информации. Но это будет информация о том, как можно неправильно понять то или иное произведение. Стоит тексту оказаться действительно мне близким - и я снова скачусь на уровень "Аффтар жжот". Кроме того, конкурсные отзывы пишутся в обстановке анонимности. Полной, когда авторы неизвестны, или фактической, когда они известны всем, кроме меня, а я либо никого вокруг не знаю, либо всех путаю. Я понимаю, что авторы прочтут то, что я пишу, и обидятся. Но я могу заставить себя об этом забыть. Я не говорю им правду в глаза - я не вижу их глаз.
Да, именно это нужно для того, чтобы я сказала что-то о чём-то. Не видеть глаз. Не быть знакомой с автором. Знать, что он не прочтет мой отзыв и не ответит на него. Знать, что он далеко. Не крутить чужую вещь в руках на глазах у владельца - а получить ее в подарок, унести в свою комнату и там радостно разломать. А значит, фидбэка не будет. Сплетни за глаза - это пожалуйста. Это я всегда готова. Потому что сплетни - это сплетни. Они не претендуют на истину в последней инстанции. А чтобы сказать что-то в глаза - надо претендовать. А претендовать я не люблю. И сочинения в школе за меня писала мама, которая, впрочем, тоже откуда-то их списывала. И никакие ламентации со стороны авторов не заставят меня на сороковом десятке жизни начать писать сочинения и сдавать их на учительский стол. Я не литературный критик, так же, как я не балерина и не ракетостроитель.Я фидбэка не жду.
Никогда.Никогда.
Если он есть - это приятно. Если его нет - это еще более приятно, потому что значит, что мне не придется выжимать из себя ответы. Ведь скажут, скорее всего, не то, на что мне есть что ответить. Восхитятся тем, чего нет. Спросят о том, чего я не знаю. Докажут, что я дура, под видом положительного отзыва. А я и так знаю, что я дура. Мне это не интересно.
Я пишу не для читателей. Я пишу для себя. Да, я записываю не всё, что придумываю для себя, и да, это труднее, чем просто придумывать. Но если я это делаю - я делаю это не для того, чтобы кто-то это прочел. Да, я подразумеваю, что кто-то может это прочесть, как и любые печатные буквы. Если бы я была талантливой и трудолюбивой, я бы, возможно, также не исключала возможности, что когда-то написанное мной будут считать книгами, а не дилетантской графоманью. Но моего отношения это бы (если, конечно, допустить, что такая полная перестройка личности, которая из бездаря-раздолбая делает писателя, может оставить в неприкосновенности его отношение к собственным читателям) не изменило. Наличие читателей - не цель, а следствие. Наличие фидбэка - тоже не цель, а следствие наличия читателей. А цели у меня другие. Просто что-то написать. Мне это в кайф. Если мне это не в кайф - значит, и читать это будет тошно. Не другим, так мне, и тогда я буду уверена, что тошно и другим, даже если в своем фидбэке они пятьдесят раз напишут обратное. А если мне нравится читать то, что я написала, то молчание меня не разочарует, а вот слова... слова могут и лишними оказаться. Совсем лишними. Разумеется, бывают и такие слова, слышать которые в ответ - тоже кайф. Невероятный. И за них я благодарна (хотя по всем предыдущим словам этого поста я наверняка уже предстала перед вами неблагодарной сволочью и разрушить это представление мне не удастся, да я и не хочу его разрушать). Но требовать... но ждать... но стоять у учительского стола и строго смотреть на сгорбившихся над партами учеников, пишущих сочинение на тему "Тема и идея эпохального произведения вон той сетевой тётки"... Но гадать, прочли что-то или нет, а если прочли, то почему же они, гады такие, молчат...
Это мне точно не надо. Я не жду от людей, которые ничем мне не обязаны (да, ничем, они всего-навсего оказались поблизости от места, где я предаюсь допустимому общественными нормами самоуслаждению, и решили к нему присоединиться), того, что мне самой было бы невыносимо трудно и противно во всех смыслах этого слова....А отзывы на куски недописанного так и вовсе только мешают. Если они отрицательные - я не вижу смысла дописывать. Если положительные - останавливаюсь, потому что боюсь разочаровать...
@темы:
Бред,
Интернет,
Креатив,
Негатив,
Я
а мне очень нравятся ваши отзывы) именно потому что они а) неадресные и б) искренне читателе-центрические
Потому что на самом деле любой отзыв, по-моему, он про читателя, а не про произведение. Потому что нельзя написать по произведение как таковое, оно - вещь в себе. Даже автор пишет не про произведение, а про то, что он думал-чувствовал-имел в виду, когда его писал. А что у него в результате получилось, и уж тем более, что в нём увидят другие - это совсем другой коленкор.
Хотя иногда это тоже очень интересно.
Надо ж, у меня все наоборот. Я записываю даже не ради фидбэка - я записываю, потому что он есть. Если б не было фидбэка, я бы ограничилась придумыванием. А так записывание - просто способ донести придуманное до другого человека.
Другой вопрос, что считать фидбэком. Для меня иногда и вопрос "а прода будет?" есть фидбэк. Смотря как сказали. Смотря кто сказал.
И я всегда готова на фидбэк сама, и даже на лживый положительный, если не хочу портить отношения с автором. Мне это разплюнуть. Но отзыв с придирками я могу оставить только на текст, который мне в целом понравился. Или автору,к которому я в целом хорошо отношусь и высоко его ставлю. Но - вот чем-то не понравился данный конкретный текст. Тогда я скорее скажу горькую правду о своем впечатлении, чем положительно совру.
Для меня читатель, для которого я пишу, и читатель, оставляющий фидбэк, - разные люди. Второго встретить иногда приятно, но первого для меня вполне достаточно. А первый есть почти всегда, потому что первый - это просто я сама. Допустим, я через полгода, когда то, что можно было прокрутить в голове, уже забудется. Может, если бы я знала, что жить мне осталось меньше полугода, я бы начала думать и о других читателях, но вряд ли это реально способствовало бы написанию чего-то. Потому что было бы как-то поздновато учиться учитывать их интересы.
В общем, я понимаю, что я неправа. Я понимаю это головой, но перешагнуть через свою сущность я не могу. А сущность эта не признает смысла фидбэка (кроме как на конкурсах, потому что распределение голосов - это уже неизбежный фидбэк, и если к нему добавится какое-то объяснение, он не станет негативнее). Я не умею исправлять уже написанное и не умею учиться на своих ошибках. Таким образом, указание мне на какой-то косяк просто обнуляет ценность уже написанного и не прибавляет ценности тому, что когда-либо будет написано. Если речь идет о том, что от меня действительно зависит (потому что большинство недостатков моей писанины будут присущи ей всегда, пока эта писанина остается моей), то один абзац теории с парой сторонних примеров (которые я вижу впервые в жизни, которые для меня являются только примером и ничем более) воздействует на мой стиль в десять, сто раз сильнее, чем объяснение, что же там неправильно у меня. Потому что второе вызывает не желание попробовать перейти какую-либо опасную зону оптимальным образом, а желание держаться от нее подальше (а я и так от слишком многих вещей держусь подальше) или просто стремление забыть всё, что мне сказали. Если же речь идет о том, что от меня не зависит, - проще перестать меня читать, чем раз за разом тыкать в одно и то же (а оно может казаться разным, а не одним и тем же: например, недостаточная способность рассчитывать размер может привести к самым разным ошибкам композиции, но они возникают не потому, что я не знаю о возможности таких ошибок, а потому, что в плане всё было по-другому и съехало уже на этапе реализации). Благо я никого не заставляю это делать, то бишь читать меня (за исключением тех же конкурсов, но и там я вполне понимаю тех, кто просто бросает на середине какой-нибудь мой опус, оказавшийся слишком длинным и слишком ужасным... я бы на их месте, возможно, тоже не дочитала).
Это всё не значит, что я против фидбэка. Более того, обычно он мне в удовольствие. Но только в удовольствие, не на пользу. Поэтому я вечно буду всех раздражать: авторов - отсутствием фидбэка, а тех, кто дает фидбэк, - отсутствием отклика на него. Разумеется, с таким подходом мне было бы лучше никогда не выходить в интернет и продолжать строчить в тетрадки, которые окажутся на свалке, когда я сдохну. Но я не сумела это сделать. Так уж вышло
В большинстве случаев - аналогично
Но если уж мне приспичивает поделиться своей графоманью с окружающими, мне бывает любопытно
чего ради они это осилили, какие у них впечатления.Но только в удовольствие, не на пользу.
А по-моему, фидбек - он не для пользы по определению.
Вернее, так. Польза от него в первую очередь эмоциональная.
Потому что понятно, что некоммерческие авторы, которые не ставят себе целью заставить как можно больше народу покупать их книги, читают мнение читателей совершенно не для того, чтобы корректировать свой стиль/метод/выбор сюжетов. Если они и хотят занятся самосовершенстованием, они скорее заводят себе бету или редактора, чем читателей
отсутствием отклика на него
Отклик на фидбек - это страшная штука, да. я как натуральный графоман очень люблю подробное обсуждение собственных произведений, но моё участие в нём, как правило, чисто символическое
ппкс второй части последнего коммента Джиалгри. При чем тут польза? )) главное, чего мне от фидбека нужно - знать что да, как ни странно меня кто-то читает и ему это доставляет хоть какое-то удовольствие. Главное, что я хочу сказать своим отзывом автору - "я тут, я читаю! если это кому-то важно знать, да". Хз зачем, наверное все это вроде иллюзии общности интересов etc.
Но что прикольно - я сама из фидбэков пользу извлекаю. То есть бывают фидбэки, после которых я таки да меняю текст, как мне кажется, к лучшему. И радуюсь этому.
Но упаси господь чего-то от кого-то ждать или требовать )