воскресенье, 16 июня 2013
Сначала хотела даже заявку на ФП написать, а потом поняла, что не смогу ее внятно сформулировать. Потому что, как всегда, сама не знаю, что считаю правильным.
И всё же - достала идея равенства положительного фидбэка и отрицательного. Все эти "Вы же разрешаете без аргументов писать, что опус - шедевр, почему я не имею права без аргументов написать, что он дерьмо" и всё прочее в этом же духе.
многабукафф. бессвязных.Нет между ними никакого равенства. Нет симметрии. Если и есть, то только в очень узкой области значений, близкой к нулю (ну, в смысле, если считать положительный фидбэк за плюс, а отрицательный за минус). Не может там быть никакой симметрии, неоткуда ей взяться. Можно не быть убежденным "инклюзионистом от мультифэндома", не считать, что любая фигня заслуживает не только написания, но и публикации в сети, если она может порадовать хотя бы одного (или более одного) человека. Но обратное мнение - что любое произведение должно быть полностью истреблено из интернетов на основании того, что кому-то одному (или не одному) оно не понравилось, - уж точно не заслуживает внимания, ибо оно бессмысленно. На что угодно найдется кто-то, кому оно придется не по душе.
Да, есть не только субъективные, но и объективные недостатки... Но объективность еще не означает существенности. Например, для меня будет явным и портящим впечатление от чего угодно недостатком, если в тексте будет описана... радуга вечером на западе. При этом какая-нибудь вопиющая неточность в описании средневекового доспеха будет мне глубоко по барабану, я же ее всё равно не замечу. И так, разумеется, не только с "обоснуем", но и с другими критериями. Да, даже с грамотностью (и ее противоположностью). Вот мне она - не то чтобы по барабану, но не мешает.
Нет симметрии и в эмоциях от прочтения. Да-да, выше я сказала, что наличие у кого-то положительных ощущений важнее, чем наличие у кого-то другого отрицательных. Но при этом, как мне кажется, блаженство, получаемое читателем от какого бы то ни было фэндомного шедевра, всё равно будет отставать по силе от страданий, получаемых нетренированным читателем от попытки прожевать фэндомный отстой. А если шедевр и отстой - один и тот же текст, только читатели разные? Почему тот, кому реально больно, должен молчать, а тот, кому слегка приятно, имеет право об этом кричать? Это же несправедливо? Несправедливо. Почему же я защищаю несправедливость? Почему я прикрываю свое равнодушие заботой о тех, кто делает людям больно? Хотя они же делают и приятно... А им так уж точно делают больно... Но автор один, а читателей много, и если каждый читатель пнет автора, ему будет хуже, чем каждому из читателей... Но почему страдания одного автора важнее, чем страдания десятков читателей? Только потому, что он кому-то - и в первую очередь всё равно себе - сделал слегка приятно?
Я не могу дать ответ.
И, заодно... Я вообще не понимаю, о чём можно говорить с авторами. Но вроде как положено. Но если "положительные" комментарии - аналог гонораров в мире халявы и фана, то "отрицательные" - что они такое? Если в бумажном журнале вдруг напечатают полный бред, логичнее будет слать возмущенные письма в редакцию, а не автору. Но если такого "журнала" нет, если автор сам, по своей воле выбрал разместить свой текст там, где его не может не прочесть в том числе и этот читатель, - этот читатель, значит, вправе наехать на автора... за что? За размещение? Или за само написание? Можно ли это как-то разграничить?
еще сколько-то букаффВообще я как бы по жизни исхожу из того, что собственно написание хрени - процесс, самому человеку неподконтрольный, а разговаривать с этим человеком можно только о вещах, которые он делает сознательно. То есть если он подчеркнуто пропагандирует в своих текстах... ну, не знаю, вегетарианство, допустим... тогда читатели имеют право прийти к нему сраться про вегетарианство; если он неправильно ставит запятые и не позволяет никому их исправлять, читатели имеют право возбухать по поводу отсутствия беты. Но когда кто-то пытается потыкать аффтара носом в хреновый стиль, хреновую композицию, в фантомные смыслы (в духе "Хотел написать историю о том, как плохо быть аморальным, получил историю о том, какие моралфаги козлы"), да хоть в те же запятые - я просто не понимаю этого, не вижу в этом смысла.
Но ведь в этом нет логики. Ведь на самом деле убеждения автора, как и любого другого человека, - его личное дело, он не обязан их менять только из-за того, что у него есть дополнительный способ их продвижения. А вот то, как он пишет, - это уже касается читателей напрямую. Так что я не имею никакого права ставить на одну чашу весов идеологию содержания и идеологию формы, оставляя на другой случайности, замеченные в содержании и в форме. Ибо случайности содержания - часть формы на самом деле. А вот сознательное содержание - это другое дело, и оно уже предмет разговора, может быть, с другими читателями, но не с автором...
Но почему эта логика меня не убеждает? Наверное, потому, что ты, Гоуст, на самом деле не оставляешь никакой фидбэк и не знаешь, как это делается.
Мне не нравится всё это. Я не знаю, как с этим жить. Сдохни уже, Гоуст, хотя бы по такой прчине, если более уважительных тебе оказалось мало .
@темы:
Бред,
Для памяти,
Негатив,
Творчество
В негативных отзывах не вижу смысла, никогда их не пишу и не чувствую потребности, даже на фоне всеобщего обожания того или иного фика. Оно все равно сводится к нравится/не нравится, субъективное всегда перевесит объективное и все эти теоретические выкладки.
Ну и потом, есть все-таки разница между ситуацией "Забил пейринг в гугл, вышел на незнакомый сайт, прочел неведому фигню" и "Три года спокойно читал новинки на родном форуме, а потом там завелась неведома фигня". Только вот где конкретно граница проходит... Такое впечатление, что некоторые люди считают весь интернет своей личной территорией.
под пивко с рыбкойвсе равно люблю читать, чё уж тамА во-вторых... Ну поверить, что такое возможно, я могу, но понять - нет ( Я-то не умею драться. А от того, что я сразу подниму лапки кверху и скажу: "Да, это бред, это OOC, это нелогично, это нечитабельно", не будет удовольствия ни мне, ни, похоже, самому комментатору. У него действительно останется ощущение, будто в дерьмо вляпался, и ничего больше (
а на положительный не спросишь - вроде как и так тебя похвалили, а ты еще напрашиваешься (самое мерзкое с виду - вопрос "а что понравилось тебе больше всего?" в ответ на обобщенное "мне понравилось")
Но при этом аргумент "Вы же не требуете аргументов от тех, кто хвалит" всё равно стабильно считается самым убойным в противостоянии Критеги vs. Аффтары. (( Потому что давать эту дозу конкретики всё равно никому не хочется. Точнее, не так: хочется, но не хочется вступать в диалог. Потому что кажется, будто эта конкретика должна что-то доказать. Хотя на самом деле, естественно, она для этого не предназначена ни с одной, ни с другой стороны, ибо и критегу, и аффтару просто хочется потрындеть, а не на смертный бой выходить.
А твоя позиция в итоге какая?
Ты считаешь, что фидбек не нужен? Что не нужен отрицательный? Что не нужен лично тебе?
По моим представлениям, крики о нужности отрицательного фидбека исходят из положения о том, что Автор Стремится Совершенствоваться. То есть ему полезно (и он хочет) услышать критику, принять её к сведению и писать лучше.
На деле, как мне кажется, довольно много авторов к этому совершенно не стремятся.
По поводу "поговорить", я вот согласна с hanna-summary, хочется ыщщо)
И в жанре "а вот как у вас классно вот это" и - отчасти - подраться с неправильно понявшими / придерживающимися другого взгляда.
Я вот ещё люблю, когда у меня находят какие-нибудь отсылки и ассоциации, даже если я сознательно не имела их в виду, когда писала текст. И когда вопросы задают. Ну, такие, на которые я в состоянии ответить.
То есть, наверное, это возможность для автора рассказать всё то, что он себе представлял в процессе, но что в текст не поместилось. Типа там, какого цвета платьице у героини и о чём это напоминает, как именно герой дошёл до жизни такой и сколько времени автор потратил в гугле на то, чтобы отыскать, где именно в семнадцатом веке можно было купить ричмондские иголки.
Лично мне - достаточно положительного в небольших количествах
Отрицательный ваще не нужен. Вот я голосовалку сделала, в пункты "Отстой" и "Задолбала" десять человек ткнули, и для меня это достаточный фидбэк, деталей не надо, увольте, я не хочу считать себя еще большим угробищем, чем считаю сейчас.
По моим представлениям, крики о нужности отрицательного фидбека исходят из положения о том, что Автор Стремится Совершенствоваться. То есть ему полезно (и он хочет) услышать критику, принять её к сведению и писать лучше.
Угу, а кто не хочет - тот неправильный автор и должен как можно быстрее исчезнуть с лица земли. По крайней мере как автор.
И вроде как понятно, что глобально они правы, что хреновые авторы приносят реальный вред.
Но мне похрен на этот вред. Я вообще не глобально мыслящий человек. Например, не люблю, когда бродячих собак отстреливают.
Типа там, какого цвета платьице у героини и о чём это напоминает, как именно герой дошёл до жизни такой и сколько времени автор потратил в гугле на то, чтобы отыскать, где именно в семнадцатом веке можно было купить ричмондские иголки.
...И чо, правда есть такие читатели, с которыми получается поговорить о ричмондских иголках? o_O
да, да! ты меня понимаешь ))
...И чо, правда есть такие читатели, с которыми получается поговорить о ричмондских иголках? o_O
я (мы) не оставляю надежды их найти
...И чо, правда есть такие читатели, с которыми получается поговорить о ричмондских иголках? o_O
это редко))) обычно труды автора по поиску обоснуя пропадают втуне)
а вот "до жизни такой" и платьице бывает)
автор хочет чтоб с ним поговорили про его писанину.
Радость я тоже помню, да. Но и она всегда имеет оттенок неизбежного разочарования читателей во мне.
Седьмая Вода,
Как бы бывают читатели, которые говорят про писанину так, что лучше бы не говорили
это да, такое тоже есть... меня как-то в основном миновало, но в связи с этим, пожалуй, я радуюсь, что пишу по маленьким фандомам в основном)
для следования совету надо по сути переписывать с нуля и прилагать при этом отсутствующие у меня талант и мозг.
вот именно
Я даже не очень хочу, чтобы реальные читатели действительно cлышали то, что я сказала, и видели то, что я показала
к примеру есть люди, которые могут сказать - да, это объективно хорошо, но не моё, не мой фанон, мне не нра, я не понял, блаблабла
а есть люди, которые подменяют своё "мне не нравится, не моё, я не понял" на "объективно плохо, это бред" и так оно повсеместно.
В результате чего "хорошим текстом с прекрасной образностью" может оказаться дурная книга. Или не книга вообще. субъективно - может, конечно.
сейчас пример у себя в дневе покажу. того, какой фидбэк считаю странным, и к вопросу об объективности.