...Явные тотальные AU пока отложим в сторону. Они слишком разнородны, их еще внутри себя классифицировать и классифицировать. Примем, что сеттинг узнаваем, герои в основном тоже узнаваемы, таймлайн сопоставим.
Большинство из выцеженных через это решето AU будут вилочными: "если бы свернули налево, а не направо". Берется одно из событий, изменяется и рассматриваются последствия этого изменения. (Разумеется, вытянуть это всё на одних причинно-следственных связях невозможно - даже не из-за неизбежной субъективности и пристрастности автора фанфика, а из-за того, что для рассмотрения всех причинно-следственных связей надо было бы знать весь мир канона, а мы его не знаем - в каноне мы видим его только с одной стороны, в аушке же, как и в любом другом фанфике, он поворачивается несколько другим бочком - иногда вообще на 180 градусов поворачивается. Поэтому, как и любой другой фанфик, AU достраивает мир канона - да, именно канона, того, где всё произошло именно так, как в первоисточнике, где всё могло так произойти без особо жестоких противоречий, - и только потом его альтернативит. Классическая тотальная АУ достраивать мир не обязана, она берет из канона некую схему и наполняет ее своим содержанием, заботясь только о соответствии содержания этой выбранной схеме, - но мы их пока отложили в сторону, да.) Но что еще можно сказать об этом условии, отделяющем альтернативку от изначального мира: в классической вилке оно внутримировое. В "Непрямой дороге" - сорри, первое, что в голову пришло, - домик Элли упал не в том месте, это видно нам, читателям, но это видно и жителям Волшебной страны (причем не только Волшебной страны Ортеги, но и Волшебной страны Волкова, здесь это абсолютно несущественно): вот он, домик, вот он, упал, восток здесь, запад там. Восток и запад - и разница между ними - существуют внутри мира. И житель Волшебной страны Волкова, задумавшись, что бы случилось, если бы домик упал в другом месте, тоже мог бы прийти к тем же выводам - например, что в момент, когда на Рамину у макового поля напал дикий кот, мимо никак не мог бы проходить Железный Дровосек с топором, - а мог бы где-то прийти к совсем другим (еще раз повторю - мы не знаем "настоящую" Волшебную страну Волкова, мы видим только одну ее сторону и можем только дорисовывать остальное с разной степенью правдоподобности и вероятности), но сама постановка вопроса не была бы для него абсурдной.
Теперь возьмем другую AU, читавшие которую люди еще живут в фэндоме и даже в ПЧ этого дневника , - Несветайло. Сеттинг - узнаваем. Автор дорисовал на карте несколько стран и народов, но только после тщательного исследования текста. Герои - узнаваемы. Кто-то стал умнее, кто-то - тупее, но это по-прежнему они. Таймлайн - сопоставим. Траву занесло на огород Урфина Джюса, надо полагать, в тот же день, что и в УДиЕДС.
Вилочная ли это AU? Да хренушки. Где там ответвление-то? Там, где Джюс поговорил с филином пообстоятельнее и не стал изводить растения полностью? Не-а, из наличия большего количества порошка никак не следует, например, решение задуматься о наследниках и так далее. Или, может, где-то там, где Джюс в принципе уродился более предусмотрительным, чем каноничный? Да опять же, нет. Из интеллектуальных качеств Джюса как-то не очень следует, что выстрел из огненной пушки не произведет на солдат никакого впечатления. (Вообще-то вру: следовать может. В каноне они убежали от пушки, потому что боялись огня, боялись они его после неудачной осады ИГ, у Несветайло это всё было иначе - но я уже не помню, как именно. Будем считать, что я обсуждаю не реальный текст, которого всё равно уже нет, а какой-то абстрактный фанфик, к которому почему-то цепляю имя реального автора.) Я помню, что когда-то в разговоре с Чарли я сказала что-то типа "У этой АУ условие простое: это не сказка". Вообразим, что так оно и есть, что это абстрактный фанфик с условием "Это не сказка".
И он не может лежать на одной полке с вилочными, потому что "сказочность" - понятие внешнее, внемировое, текстовое. У жителя Волшебной страны есть свои представления о волшебстве или справедливости, но нет идеи "Мы живем в сказке, поэтому добро победит", он не может знать, что добро победит, что это детская книжка, - для него всё по-серьезному.
Поэтому где-то с тех давних времен я считаю, что вот есть такие AU, где нет условия отделения альтернативной реальности от канонической, а есть условие отделения самого альтернативного текста от канона, и уже из него, снаружи, в мир сыплются исходы и причины событий. По сути они скорее относятся к тотальным, но на первый взгляд выглядят как вилки - ведь в любом фанфике намерения автора отличаются от намерений автора канона, и это внешнее условие неминуемо сказывается на тексте, какая бы задача ни ставилась.
...Но я так и не смогла понять, вилочная AU "Гарри Поттер и методы рационального мышления" или вот такая. Может, если бы я осилила это во второй раз, я поняла бы больше, но я пас. (Я понимаю, что в любом случае тупо мне пытаться расклассифицировать и проанализировать этот текст, но так уж вышло, что я его прочла и пытаюсь упихнуть в свое убогое представление о литературном творчестве, в которое и обычное-то фикло редко когда вписывается. Но так уж вышло, что я его прочла - буквы, которые его составляют.)
Сюдя по замуту с Петигрю, всё-таки внешняя, текстовая, ведь так? Но как из этой внешней и текстовой следует, что Гарри обязательно должен представлять собой ходячий армагеддец, над обезвреживанием которого бьются и Дамблдор, и Том Риддл? Какая там посылка-то?
Никто мне этого не объяснит никогда, потому что, если кто и найдется такой, что объяснит, я не смогу это понять
Фпустоту
w7
| пятница, 28 августа 2015